Зейнап
IMG_20210801_021500.jpg

Пролог.
Читает народный артист
Российской Федерации
Александр Клюквин

00:00 / 02:28

Казбек Торчинов и его роман «Зейнап»

 

Рождение любого художественного произведения, а тем более поэмы или романа – событие в литературе.

 

Многие жители Осетии знают Казбека Торчинова как юриста и коммуниста, истинного патриота своей Родины, ведущего бескомпромиссную борьбу против разрушителей и грабителей нашей страны. Он относится к категории людей, вступивших в схватку с врагами и предателями нашей великой страны.

 

В свое время он на собственные средства учредил и выпускал газету «Коммунист Правобережья», которая оказалась настолько влиятельной, что очень скоро переросла районный уровень и стала республиканской под названием «Патриотическая Осетия», и стала печатным органом Северо-Осетинского отделения Народно-патриотического союза России.

 

Особое отношение у читателей было к его поэме «Тревога», вышедшей отдельной брошюрой в 1997 году. Она стала ярким художественно-политическим произведением, в которой автор остро разоблачал горбачевцев и ельцинистов – разрушителей нашей страны.

И вот теперь К. Торчинов представляет нам свою новую работу – переработанный и дополненный роман в стихах «Зейнап», посвященный 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Известно, что художественная литература призвана быть зеркалом, в котором должны объективно отражаться время и события, повествуемые в произведении. Во-вторых: обязательно присутствие идеи. Если у художественного произведения его содержание является организмом, то идея становится разумом. В наши дни, одураченные западной пропагандой, многие наши писатели и поэты стали писать безыдейные произведения, и неудивительно, что их труды оказываются лишенными разума. Не зря великий Белинский писал, что «мерилом величия поэтов принимается идея общая». В-третьих, отражение общественно-экономической и социально-психологической эпохи, в которой живут и совершают свои действия герои произведения должно быть объективным. Если описываемое в произведении оторвано от эпохи, в которой проходит действие, то оно никак не может быть полноценным, тем более выдающимся.

 

Присутствуют ли эти достоинства в романе Торчинова «Зейнап»? Вполне! Можно утверждать, что роман поэтически изложен довольно удачно, идейно силён и несет в себе дух своего времени.

Роман с первых же строк захватывает читателя и ему чтение сложно отложить в сторону, не добравшись до логического завершения происходящих в нем событий.

Автор удачно выхватывает картины, которые нас окружают повсеместно, живописует характеры персонажей, которых мы видим вокруг себя.

 

Временной интервал, в течение которого разворачиваются события совпадает со временем, в котором живёт сам автор. Это не оставляет сомнений в том, что все происходящее в романе не досужий вымысел автора, а виденное, слышанное и пережитое им самим.

 

Мастерски выстроенный сюжет своими неожиданными поворотами держит читателя в струе повествования, а потому читается легко и с интересом. Читатель не может определить место происходящих событий, но точно знает, что описывается Кавказ. Только в самом конце романа автор, указывая на национальность своей героини, восклицает:

 

«Все что сказал, – вмещает фраза:

Зейнап моя, ты дочь Кавказа!

 

Главных сюжетных линий в повествовании две: первая - история любви и жизни главных героев романа - Султана и Зейнап; вторая линия - история распада великой страны в контексте судеб отдельно взятых, конкретных людей.

 

Сила писателя заключается в том, что он выступил в своем романе как социальный критик, выступая энергичным страстным борцом с пороками различных общественных течений, заслуживая именоваться диагностом повсеместных зол и недугов.

 

Высказывая свое возмущение в стихотворной форме, Казбек Торчинов меньше думал о стихосложении, а больше старался нанести тому или иному пороку в обществе удар такой силы, чтобы он не смог после этого выжить.

 

Остро выраженные мысли красноречиво говорят о горячей страстной преданности своей стране, своему народу и просто человеку. Ему чуждо капиталистическое общество, его частнособственническая форма. Писатель, как художник страстно относится к действительности, пытается воздействовать на нее, изменить ее в направлении своих идеалов. Произведение Торчинова рассматривается как одно огромное художественное полотно.

 

Роман явился мощным орудием борьбы с враждебными автору элементами общества. Автор близко знаком со всеми болями доставшегося ему трудного времени. Не прочувствуй этих болей, как своих собственных, возможно читатель так и не познакомился бы с этим вольнолюбивым произведением.

 

Роман «Зейнап» широко охватил различные слои общества - от омерзительных преступников (Шут, Бурый Скелет, Удав, Мартын, Тит) и до всецело преданных своей профессии профессор из института им. Сербского, (врача, всего себя посвятившего служению человеку). Яркими красками нарисованы образы простых людей, которыми изобилует Россия (дед Матвей, сестра Роксана, предприниматель Тамерлан, медсестра Эдит).

 

Особо красочно и доходчиво, с необыкновенной точностью преподносятся читателю главные герои романа - Султан и Зейнап, их страстная любовь друг к другу. Не случайно произведение по жанру признано романом, так как все требования для этого автором выполнены.

 

Следует заметить, что в романе преимущественно образы не индивидуальные, а образы целых классов, сословий и других социально-политических и должностных номенклатур современного общества.

 

Автор романа истинный патриот глубоко страдает видя, как страдает народ, и не страшится писать о темных пятнах, о противоречиях современной ему жизни, не задумываясь о последствиях обнажает пороки текущего времени.

 

Казбек Торчинов показывает, что главное противоречие общества — это сила и бессилие народа.

 

Могучая сила, практически бессильная масса, которая еще не может осуществить коренных положительных изменений в основном по причине отсутствия единства. Главенствует сила принуждающая, но социально выдохшаяся, лишенная будущего.

Устами главных героев автор романа выдает мысль о том, что главные силы отвергаемых им порядков еще непоколебимы, что победа не близка.

 

Меня с Султаном не хватает,

– говорит Зейнап

Не плохо было б к нам примкнуть

Таким, кто корни жизни знает,

Кто мог бы блага все вернуть.

 

Но убеждение в неминуемости грядущего распада существующих порядков проявляется в ее же словах:

 

И ты Роксана, твердо знаю,

Пойдешь со мной плечом к плечу,

Другого счастья не хочу,

Как жизнь свою отдать народу

 

Имея твердую общественную позицию, произведение Торчинова несет обличительный характер и в этих условиях он не мог писать об эстетических вкусах и освещать явления прекрасного, хотя по большому счету, прекрасное в романе освещено довольно ярко в образах простых людей.

 

Раскрывая отрицательные стороны жизни Торчинов получает нравственное удовлетворение, благодаря чему он судит враждебную ему действительность. Созданное произведение заключает в себе силу не только критики и отрицания, но и утверждения и созидания. Главными из этих сил - любовь к родине и вера в будущее.

 

В целом; произведение Торчинова вводит читателя в понимание социальных глубин и закономерностей жизни, высоко возносит духовность человека, нравственно очищая его.

 

Роман, как и предшествующую ему поэму «Тревога», можно отнести к разряду художественных произведений, написанных поэтами-профессионалами.

 

Главная героиня, став жертвой своей любви и уверенная в том, что и сама любима, не желает чужого несчастья. Отвергая решение своего возлюбленного, она заявляет:

 

Возможно, милый, ты и прав,

Но в пору собственного счастья

Случится рядом и ненастье.

Каким же диким будет нрав,

Когда наш жизненный успех

Для нас же станет тяжкий грех?

 

Никакие уговоры Султана поправить случившееся не могут изменить твердого решения Зейнап, которая, не скрывая непоколебавшейся своей любви к нему, говорит:

 

За миг, мне даренный судьбой,

Всю жизнь я буду благодарна,

Пусть и обманута коварно,

Но жизнь моя полна тобой.

Себя же строго не суди –

Семья священна, с ней живи.

 

Своей главной героине романа автор дает имя Зейнап, являющееся общекавказским, которое можно встретить в любой республике Кавказа, начиная с Азербайджана и заканчивая Карачаево-Черкесией и Адыгеей. Имена трех главных героев тоже общекавказские. Отрицательных героев автор не удостаивает собственных имен, ограничившись довольно неприглядными кличками, лишив их не только имени, но и национальности.

 

Но, вот судьба наносит Зейнап новый удар, теперь уже рукой установившегося режима и того хаоса, который воцаряется в столице России.

 

Всепожирающий молох господствующего режима физически уничтожает сына, морально – её, и только Султану удается устоять благодаря своей всесторонней развитости. Осознавая всю глубину пороков существующего строя, он решает посвятить себя борьбе с ними.

 

Автор романа вскрывает тему коррупции в правоохранительных органах, считая её одним из самых опасных явлений в деле расшатывания устоев государства:

 

Финал возбужденных всех дел:

Плати – и воля твой удел.

 

Поддержку и почитание мафиозных структур властями читатель видит во время похорон Хасана и его сподвижника Тита:

 

Но не одна пришла братва,

Как близкий друг здесь был Глава.

 

О роскоши похорон подобных представителей общества много говорилось до написания романа, сказано об этом и здесь:

Гробы из дуба, всем на диво,

В рублях не меньше каждый ста,

За ними, шествуя лениво,

В печали все, сомкнув уста,

Идут министры и банкиры,

Как будто в этом тленном мире

Не умирал Хасан иль Тит...

 

Как это часто случается, свою поддельную скорбь отдельные люди пытаются выразить среди тех, кто бы мог растиражировать её:

 

Все причитают без конца:

«Убить такого молодца!»

 

Автор, описывая эпизод борьбы Султана и Тамерлана за внука, одновременно вскрывает еще одну язву на теле российского общества, с которой мы продолжаем борьбу и сегодня. Это существование оборотней в погонах, готовых ради собственного обогащения жертвовать своей честью, а главное – чужими жизнями. Автор романа обращается к читателям с призывом не поддаваться козням недобросовестных блюстителей порядка и предлагает давать им соответствующий отпор.

 

Так, Тамерлан бесстрашно отвергает услуги подполковника милиции и дает ему понять, что видит в нем не заступника, а подельника группы преступников:

 

Вы – сердобольный подполковник –

Скажите, как вас понимать?

Закона ль твердый вы поклонник

Или привыкший воровать?

 

В лице Тамерлана автором показан талантливый, и, главное, честный предприниматель, основной чертой характера которого является благородство, достойное подражанию для грядущих поколений. Невзирая на то, что Эльвира была женой главы преступной банды, от которого имела сына, Тамерлан увидел в ней достойную попутчицу своей жизни. Когда же её постигла беда, он не задумываясь берется за спасение своего пасынка и успешно осуществляет разработанную им же самим операцию. В результате группа преступников обезврежена. Среди них:

 

...О диво! подполковник!

Кто «удручен» был так бедой...

 

Казбек Торчинов не боится называть вещи своими именами, беспощадно обнажая фарисейское двуличие задрапированной действительности. Автор бьет в набат, называет пути к оздоровлению общества, предупреждая о забвении совести и чести.

 

Автор поставил перед собой невероятно сложную задачу: пушкинским размером, предполагающей певучую, плавную мелодику стиха, передать реалии сегодняшнего разорванного мира. Сама же «онегинская строфа» оправдана в разрешении поставленной задачи.

 

К несомненным достоинствам романа следует отнести афористичность языка, изобилующего крылатыми фразами и национальными выражениями. В романе предпринята попытка художественного осмысления духовно-нравственных и материальных последствий распада великой страны в результате криминально-олигархического государственного переворота 1993 года.

 

Роман следует отнести к значительным явлениям современной осетинской литературы. К достоинствам романа «Зейнап» следует отнести и соотнесенность языка, образов и сюжетных линий с мощной культурной традицией осетинского народа.

 

К сожалению, в сознании наших людей, особенно интеллигенции, господствует культ известности. Если поэт или писатель известный, то любое его произведение, даже явно слабое, принято считать выдающимся. И очень часто замечательное произведение малоизвестного автора не получает достойной оценки и популярности. Надеюсь, что подобная судьба минует роман «Зейнап». Впрочем, эта надежда присутствует и в самом произведении. Каждый, кто прочитает этот роман, обязательно будет благодарен его автору — Казбеку Торчинову. Достаточно только начать чтение романа, и тогда мало кому удастся не дочитать его до конца.

 

Батрадз Касаев, член Союза писателей РФ